Архитектурное освещение – вещь необязательная. Нет такого требования, чтобы оно было у каждого здания. Делают его по доброй воле, и основные задачи у такого освещения эстетические и маркетинговые – подчеркнуть особенности архитектуры и выделить здание на фоне других в темное время суток.
Планируя архитектурное освещение, заказчик хочет получить такой результат, чтобы он им любовался, и чтобы люди любовались, фотографировали эту красоту и говорили «Как красиво!». Но это в планах, а в результате часто бывает такое, на что смотреть страшно, и про что люди говорят «лучше бы вообще ничего не делали, чем такое». Как избежать плохого результата и добиться хорошего – разбираем в нашей статье.
Примеры неудачного архитектурного освещения
Идея, эскиз, визуализация
Как правило, проект по архитектурному освещению начинается с идеи. Идея может быть сложной. Например, интерактивное освещение небоскреба, которое с помощью цвета и динамики показывает, сколько самолетов вылетело из местного аэропорта за границу (такие проекты и правда есть). Идея может быть и простой. Например, классическое архитектурно-художественное освещение для здания в такой же классической архитектуре.
Кто же придумывает эту идею? В идеале – светодизайнер, специалист с развитым чувством прекрасного, который глубоко погружен в область архитектуры и освещения, и умело использует свои знания, навыки и опыт в проектах. К сожалению, в своей практике мы часто сталкиваемся с тем, что идеи архитектурного освещения придумывают все, кому ни лень: чиновники, собственники зданий, владельцы бизнесов, начальники всех уровней, электрики, энергетики, завхозы. В лучшем случае – это архитектор, который работал со светом, знаком с тем, как свет ведет себя в разных условиях и с разными материалами и поверхностями. В худшем – это архитектор, который рисует на картинках то, что невозможно реализовать в жизни, и показывает эти картинки заказчику.
Кстати, о картинках. Визуализация – один из самых любимых клиентами этапов работы над проектом — всем интересно посмотреть, как же будет выглядеть их объект с подсветкой. И как мы уже сказали, лучше всего, если эскиз и визуализацию будут придумывать и делать профессионалы – светодизайнер или архитектор с опытом работы со светом.
Примеры визуализаций архитектурного освещения проектов ЭнергоИнжиниринг, 2020 год
Светотехнические расчеты
Грамотный светодизайнер, придумывая идею и воплощая её в визуализацию, заранее продумывает, какими средствами и как можно добиться того визуального эффекта, который он задумал. Когда идея и визуализация утверждены наступает время довольно скучной, муторной, но крайне важной работы – светотехнических расчетов и проектирования.
Многие не понимают и недооценивают важность этих этапов. И одна из причин – это то, что зачастую запрос на архитектурное освещение поступает подрядчикам – строителям или электрикам, которые не являются специалистами в этой области. В их мире «подсветить здание» — значит, купить светильники и прикрепить их на фасад. Какие светильники, с какими характеристиками, каким цветом они должны светить, в какое место и как крепить — это уже не так важно. Между тем, именно это всё и важно! Из этих составляющих складывается законченный образ, и от качества каждой детали будет зависеть, будут ли глядя на ваш проект,
открывать рот в восхищении или покачивать головой приправляя это фразой «какой ужас».
Эскиз или визуализация передается в работу светотехнику. Его задача – подобрать светильники и расставить их таким образом, чтобы получить ту картинку, которую нарисовал светодизайнер. Светотехник «играет» с кривыми силы света, световым потоком и мощностью светильников, их расстановкой и количеством и подбирает оптимальную комбинацию, которая и позволит добиться нужного результата. Грамотный светотехник всегда проверяет, не будет ли на фасаде «световых ожогов» (слишком высоких пятен яркости) и паразитной засветки, в порядке ли уровни яркости на освещаемых поверхностях и другие факторы. Когда светотехник закончил свою работу, в его расчете определены места расстановки светильников, их наклоны, удаление от освещаемых поверхностей, есть спецификация оборудования с точными техническими характеристиками. Всю эту информацию светотехник передает проектировщику.
Проектирование
Можно ли сделать монтаж архитектурных светильников без проекта? Можно. Особенно если это проект маленький и простой. Но чем сложней проект, тем больше вероятность, что на этапе реализации будут допущены ошибки. Например, неправильно подберут сечение кабеля, забудут проложить кабель управления освещением (просто не знали, что светильники должны управляться), сделают неверный вынос светильника от фасада, не учтут, что часть светильников в проекте низковольтная, а часть питается 220В, пустят на все переменный ток и сожгут часть светильников, придумают узел крепления на месте, не задумываясь про его красоту (монтажники обычно думают про более приземленные вещи), забудут разбить светильники на группы, сделают так, как удобно монтировать, а не как должно быть. И еще список разных «мелочей», в каждой из которых кроется свой «дьявол».
Проектирование учитывает и продумывает все эти вопросы. Расчет и распределение нагрузки, точка подключения и способ прокладки кабеля, разбивка светильников на группы, выбор или разработка системы управления, комплектация шкафов (силового и управления), способ крепления светильников, разработка узлов крепления, юстировка светильников — грамотный проект учитывает все эти моменты. И такой проект — это простая и понятная инструкция для любого монтажника. Он берет её в руки и просто выполняет всё то, что там написано. А на выходе клиент получает тот проект, который и видел на той самой первой картинке визуализации.
Особенно важно делать проектирование в случае сложных задач. Когда светильников много, и они разные, когда есть управление, когда важно, как будет выглядеть фасад днем, как спрятать кабельные трассы, как сохранить эстетику здания и при этом соблюсти все ГОСТы, нормы безопасности и правила эксплуатации электроустановок. Мы советуем делать проект всегда. Это позволяет избежать ошибок в начале и облегчает эксплуатацию объекта по истечению сроков гарантии. Любой электрик возьмет проект и поймет, как и что сделано.
Формально проектированием считается непосредственная работа над проектной и рабочей документацией. Но мы называем проектом все этапы работы – от разработки идеи и переноса её в эскиз и визуализацию до светотехнических расчетов и разработке непосредственно документации. Убрав любой из этих этапов, мы рискуем получить неполноценный результат. И наоборот, пройдя все этапы, мы уверены в результате.
Возвращаясь к заголовку нашей статьи, спросим себя – от каких же этапов можно отказаться в работе над проектом архитектурного освещения? Мы считаем, что ни от каких. Хороший проект проходит все этапы. И над каждым этапом работает профессионал. Спросите себя: вы хотите, чтобы над вашим заказом работал специалист с соответствующим образованием и опытом или готовы? Вы хотите, чтобы все в вашем проекте было продумано до мелочей: он идеи, то способом монтажа? Вы хотите, чтобы в результате вложенных средств вы получили ту красоту, которую и планировали увидеть? Сомневаемся, что где-то вы ответили «нет». Каждый этап в работе над архитектурным освещением важен. И работа по каждому из них гораздо глубже, чем мы описали в этой статье. Но об этом мы напишем более детально в наших следующих материалах. Следите за обновлениями!
Александр Август
Январь, 2021 год
Comments