«Красота спасет мир» — писал классик Федор Достоевский и, видимо, был прав, иначе как объяснить то, что все чаще заводы, фабрики и прочие промышленные предприятия прибегают к архитектурному освещению своих объектов. Давайте разберемся, зачем делать архитектурное освещение промзон и с какими трудностями можно столкнуться.
Три проблемы освещения промышленных объектов
Архитектурное освещение называют эмоциональным, потому что одна из его основных задач — вызывать у людей положительные эмоции, подчеркивая или преображая облик объектов. В случае с городским пространством все понятно — работаем с архитектурой объекта, его тектоникой, выявляем доминанты, учитываем окружение, масштаб улицы или пространства, где находится объект, его место в общей городской канве, историческое и культурное значение. В случае же с промышленными точками думать приходится о других факторах.
Какая архитектура у трубы, цеха или какого-нибудь склада сыпучих материалов? Подчеркивать в таком случае обычно нечего. И это первая проблема — исключительная функциональность архитектуры, с которой приходится работать.
Вторая проблема — это цвета фасадов и их состояние. Чем грязней производство, тем хуже выглядят стены строений. Освещение таких фасадов белым светом еще больше подчеркивает их недостатки.
Третья проблема (является ею только отчасти) — это профессионализм в вопросах светодизайна. Нередко идеи архитектурного освещения придумывают руководители предприятий, которые, безусловно, профессионалы в своей работе, но вряд ли являются экспертами в световом дизайне.
Кому доверять разработку концепции освещения и как решить другие перечисленные нами проблемы — разбираем дальше.
Превращаем функциональное освещение в архитектурное
На самом деле, архитектура промышленных объектов сама по себе настолько необычна, что если направить на нее много света, она уже будет привлекать внимание и вызывать эмоции. Иногда достаточно установить качественные источники света и привести функциональное освещение к нормам, чтобы оно стало работать как архитектурное. Для большей выразительности можно использовать различные цветовые температуры белого света в разных зонах. Например, основную территорию осветить нейтральным белым, а трубы, емкости с жидкостями и прочие вертикальные элементы — холодным или, наоборот, теплым или даже янтарным светом. Контраст белого сделает общую композицию более выразительной.
Этот способ лучше всего будет работать с достаточно чистым производством. В противном случае белый свет, какой бы температуры он ни был, высветит и только подчеркнет грязь на фасадах.
Используем цвет
Один из лучших способов замаскировать грязь на фасаде — залить его цветным светом. Но это не единственная причина, по которой мы считаем такое решение классным. Необычные формы промышленных зданий, освещенные цветным светом, превращаются в арт-объекты, которые сразу вызывают бурю эмоций. Посмотрите на примеры фотографий подобных проектов и убедитесь сами.
Рисуем светом
Один из лучших способов скрыть недостатки и дефекты фасада, с одной стороны, и добиться необычных, оригинальных, эмоциональных эффектов, с другой, — это использовать приборы прямого наблюдения: всевозможные гибкие светильники, ленты, пиксели, медиафасадные системы и т. д.
Человеческое зрение устроено так, что акцентирует внимание на самом ярком объекте. Яркость приборов прямого наблюдения настолько высока, что при их размещении на фасаде сам он как бы уходит в темноту, мы видим только свет от светильников.
Таким способом можно в буквальном смысле рисовать на стенах! А полноценные медиафасадные системы позволяют проигрывать различные сценарии и даже видео.
Управление и интерактивные сценарии
Мы рекомендуем использовать системы управления освещением, с которыми можно программировать и проигрывать различные сценарии, изменять световой поток светильников и их цвет. Отдельные сценарии могут включаться в зависимости от времени суток, дня недели и т. д.
Подключение в систему различных датчиков делает ее интерактивной. Представьте, что стена одного из зданий освещается полноцветными светильниками, а система управления включает в себя датчик температуры. Так, в зависимости от температуры на улице светильники могут менять свой цвет: когда холодно, здание подсвечивается синим, а когда температура повышается, цвет меняется на оранжевый или красный. Бывают также датчики объема, движения, его интенсивности, звука и т. д.
Использование управления и создание различных сценариев позволяют менять облик объекта и его восприятие, не меняя оборудование.
Доверяем идеи профессионалам
Как выбрать самый подходящий способ освещения под конкретный объект? Как, вообще, придумать идею, чтобы она была не только красивой, но и учитывала технические особенности, физику света и другие факторы? Доверяйтесь профессионалам.
Концепцию архитектурного освещения должен разрабатывать светодизайнер. Это специалист, который сочетает в себе качества и навыки дизайнера, архитектора, светотехника и даже урбаниста. Грамотный светодизайнер учтет все факторы, которые влияют на проект, придумает идею и сделает визуализацию. В своей работе специалист опирается не только на свои опыт и знания, но и вдохновляется лучшими проектами по всему миру. Мы всегда рекомендуем работу в этой части доверить профессионалу.
Промышленные сооружения могут и, по нашему мнению, должны быть красивыми, привлекать внимание, вызывать положительные эмоции — и всего этого можно добиться, используя архитектурное освещение.
Comments