Освещение дороги — важнейшая составляющая безопасности. Несмотря на то, что всего 20-25% движения автотранспорта происходит в тёмное время суток, при этом в это же время происходит от 30 до 50% всех ДТП. Езда ночью в 3,5 раза опаснее, чем днем, а вероятность погибнуть в ДТП ночью выше в 10 раз.
Главная причина повышенного числа ДТП в темное время суток — недостаточное расстояние видимости. Около 50% ДТП в темное время суток происходит по причине плохого освещения дорог (низкая освещенность, недостаточная яркость дорожного покрытия, ослепленность).
Безопасность при нормальном искусственном освещении по сравнению с неосвещенными или плохо освещенными участками увеличивается в 3-6 раз. По данным МКО (Международная комиссия по освещению) доведение ночного освещения до нормативных требований и улучшение его качества позволяет снизить количество ночных ДТП:
Всего на 14-53%
С пешеходами - на 40%
С летальным исходом на 48-65%
(Данные из журнала "Символ науки" №7, 2018 г.)
За время работы с уличным освещением мы заметили четыре основные проблемы, которые возникают при освещении улиц и дорог. Четыре проблемы, которые связаны именно со светодиодными светильниками. Предлагаем пройтись по каждой из них.
Недостаточная освещенность
Причины недостаточной освещенности могут быть разными.
Во-первых, это ошибки в расчетах. Зачастую светотехнические расчеты делают не профессионалы — инженеры-светотехники, а менеджеры по продажам и прочие люди, которые освоили программу. Они допускают ошибки, не учитывают нюансы, путаются в нормативных документах.
Во-вторых, популярная замена один к одному. Это когда старые газоразрядные светильники меняют на светодиодные аналоги без светотехнических расчетов. В интернете много сайтов, где рядом со светодиодным светильником написано, аналогом какой лампы ДРЛ или ДНаТ он является. Такая замена всегда "на глазок", а значит и результат непредсказуем.
Третья причина — несоответствие IES-файлов реальным показателям светильников. В программе всё проходит, а при установке оказывается, что освещенность ниже нормы.
Четвертая причина — деградация светильников, снижение светового потока с течением времени. Когда устанавливали светильники, всё отлично и проходило по нормам, но с течением времени световой поток снизился, и освещенность стала недостаточной.
Первые три причины позволяет исключить тестовая эксплуатация светильников. Узнать же, насколько деградируют светильники можно лишь во время длительной эксплуатации в течение пары лет.
Дорожно-полевые испытания светодиодного оборудования для магистрального освещения,
проводимые Краевым Управлением Автодорог с 2017 года.
Неравномерная яркость
Обычно все оперируют понятием "освещенность", но мало кто задумывается, что мы не видим освещенность. Мы видим отраженный свет, т.е. яркость. И равномерность яркости показатель не менее, а то и более важный, чем освещенность. Исследования доказали, что именно высокая степень равномерности освещенности и яркости обеспечивают нам зрительный комфорт и безопасность на дороге.
Неравномерное освещение это "световая зебра", освещение полосами или пятнами. Глаз не успевает быстро адаптироваться под разную яркость, и в итоге мы плохо видим всё то, что в темноте, а из-за этого можем вовремя не заметить человека, препятствие или другую опасность.
Стоит заметить, что старые светильники РКУ и ЖКУ зачастую обеспечивали гораздо лучшую равномерность, чем многие современные светодиодные светильники. Часто бывает так, что на дороге заменили старое освещение на новое светодиодное, и дорога стала "полосатой". Всё потому, что кривая силы света на некоторых светильниках не может обеспечить нужной равномерности по разным причинам. Например, не хватает высоты опоры, или расстояние между опорами слишком большое, или просто неудачно подобрали кривую силы света.
Проблема неравномерной яркости. Сравнения освещения улиц Партизана Железняка
и 9 мая в Красноярске.
Равномерность яркости (как и освещенности) выражается коэффициентом, который показывает отношения минимальной яркости к средней. Чем ближе этот показатель к единице, тем равномерней освещение на дороге. Конечно, его можно рассчитать, но расчеты должны делать профессионалы на хорошем оборудовании, характеристики которого соответствуют заявленным. А если происходит замена старых светильников на новые без расчетов и тестовой эксплуатации, то велика вероятность получить "зебру" на дороге.
Холодный свет
Мы привыкли, что города освещаются характерным оранжевым светом. Так светит лампа ДНаТ. Беда этих ламп не в том, что они теплые, а что их индекс цветопередачи очень низкий — примерно 20%. Это значит, что в освещении этих ламп мы плохо различаем цвета, а значит и детали. В такой ситуации легко не заметить препятствие, неровности дороги или ямы. У светодиодных светильников индекс цветопередачи гораздо выше — 70-85%. И даже при более низкой освещенности качество света гораздо выше. Мы видим всё четко, различаем детали и цвета.
Но зачастую в городе устанавливают светодиодные светильники с холодной температурой — в районе 5000 Кельвин. Нельзя сказать, что это нарушение. Эту проблему можно назвать, скорей, эстетической. Город, освещенный белым холодным светом, похож на некрополь. Если говорить про физику света, то установлено, что теплый и нейтральный свет лучше отражается от асфальта, а значит, обеспечивает лучшую видимость и зрительный комфорт. Возможно, поэтому госкорпорация "Автодор" рекомендует использовать на своих дорогах светильники с температурой 4000К-4500К и не выше.
В продвинутых городах для освещения улиц всё чаще используют светильники с температурой 2700-4000К. Более теплый свет освещает исторические улицы, а нейтральный — большие магистрали, деловые кварталы и загородные трассы. Такой подход позволяет обеспечить и красоту, и безопасность.
Различная цветовая температура на примере улиц в г. Красноярск.
На улицах Абалаковых, Деповская и Бограда (первое фото), находящихся в историческом центре города, используются светильники с цветовой температурой 2700 К.
Октябрьский мост (второе фото) освещен с использованием светильников с цветовой температурой 4000 К.
Выбор производителя
У нас в коллективе есть шутка, что сейчас производителей светильников больше, чем покупателей. И это отчасти правда. Производителей сейчас очень много. Большинство представляет собой производство сборочного типа. Такие производители покупают алюминиевый профиль под корпус, нарезают его нужной длины, покупают светодиодные модули, оптику, блок питания, собирают всё это воедино и получают светильник. Как правило, ни один элемент из этого набора они не произвели сами. Светильники могут собираться даже в гараже. Качество таких приборов, как правило, соответствует культуре производства. Но есть производители, которые подходят к производству совсем иначе. Это крупные компании, которые производят всё или практически всё сами. Литые корпусы их светильников имеют гармоничный и интересный дизайн, а не выглядят как алюминиевые батоны. Ведь светильник является частью городской среды и должен выглядеть эстетично. Некоторые компании даже сами производят светодиоды, что пока для России большая редкость. В общем, для серьезного производителя светильник — это прибор, который выполняет свою основную функцию — правильно и эффективно светит, он надежный, продуманный и легкий в плане монтажа и эксплуатации, а также имеет хороший дизайн. За время работы мы успели посотрудничать с разными производителями: от мелких местных заводов до крупнейших мировых гигантов и лидеров отрасли. Наш вывод прост — лидеры не просто так стали таковыми. Благодаря их опыту и уровню специалистов им удается выпускать современные, надежные, проверенные и инновационные продукты, которые при этом гармонично выглядят. Любой технический прибор имеет свойство ломаться, но даже в ситуациях рекламаций крупные компании, как правило, отрабатывают всё без проблем, потому что дорожат своей репутацией. Поэтому наша компания делает ставку на сотрудничество с лучшими производителями. Вот мы и прошлись по четырем основным проблемам в освещении улиц светодиодными светильниками. Надеемся, что эта статья будет для вас полезной!
Александр Август
Январь, 2021 год
Yorumlar